Кризис "в головах", или куда идёт автомоечный бизнес 3

05.02.2015 13:01:31
0
0

Часть 3. Автоматические мойки

Вся история человечества – это непрерывное совершенствование и автоматизация процессов. Изобретение колеса, первые европейские мануфактуры с их разделением труда и машинным производством, конвейер Генри Форда, современная робототехника – испокон веков инженерная мысль работала на замену неэффективного ручного труда машинным.

Часть 3. Автоматические мойки

Вся история человечества – это непрерывное совершенствование и автоматизация процессов. Изобретение колеса, первые европейские мануфактуры с их разделением труда и машинным производством, конвейер Генри Форда, современная робототехника – испокон веков инженерная мысль работала на замену неэффективного ручного труда машинным.

В настоящее время, отечественная автомоечная индустрия, пожалуй, одна из немногих отраслей человеческой деятельности, где ручной труд занимает такую огромную – до 99% - долю, при существующих, тщательно отработанных и отличающихся большим разнообразием, технологиях. Не видеть перспективность автоматических моечных систем может только человек, как минимум, не знакомый с историей развития человеческого общества.

О настоящем и будущем автоматических моек мы побеседовали с удивительным и, не побоюсь этого слова, легендарным, в наших профессиональных кругах, человеком – Борисом Касьяненко (Bkas), Генеральным директором ООО АВТОМО.

Наша справка

ООО АВТОМО, Москва.

Компания занимается поставками современных систем автоматической мойки автомобилей, автохимии. Предоставляет покупателям консалтинг и техническую поддержку, начиная с этапа проектирования автомойки, и вплоть до сопровождения дальнейшей эксплуатации объекта.

Руководитель предприятия - Касьяненко Борис Леонидович, дипломированный инженер.









—   Борис! У автоматических моек давняя история. В нашей стране они существовали как минимум с конца 60-х годов. Мы все хорошо помним, что финальные события комедии «Бриллиантовая рука» происходят как раз на автомойке таксопарка. Это когда у Папанова ус отклеился. Также, щеточная мойка промелькнула в одном из эпизодов какого-то старого советского детектива, где следователь приходит на автобазу и находит подозреваемого в автомоечном цеху. А когда и где, собственно, появилась автоматическая мойка? Существует ли общепринятое «первое упоминание» об автоматической мойке машин?

—   История определенно считает, что первая коммерческая ручная автомойка появилась в Детройте в 1914 году. Назвать же дату первой автоматической мойки, наверное, невозможно. К тридцатым годам прошлого века на автомойках начала внедряться механизация отдельных элементов процесса мойки автомобилей, но ручной труд по-прежнему сохранялся. На некоторых мойках начали появляться водяные арки, на других появлялись конвейеры по типу автосборочного.

По одной из версий считается, что первая полуавтоматическая мойка появилась в 1946 году. Она использовала водяные арки, три щеточных установки с ручным приводом, 50-ти сильный вентилятор сушки и конвейерный ремень, тянувший автомобиль за бампер. По сути, эта мойка явилась прообразом современной туннельной мойки.

—   А если говорить об отечественной истории? По той же «Бриллиантовой руке» мы видим, что советские автотранспортные предприятия уже сорок лет назад были оборудованы автомойками, по техническому оснащению и дизайнерскому исполнению, ничуть не уступающими некоторым современным. Те же щетки, выложенные кафелем поверхности, чистота и белизна, как в операционной. Кстати, я недавно, совершенно случайно, наткнулся на любопытный материал, касающийся автомоечного дела в СССР. И буквально загорелся идеей написать об этом статью для нашего Проекта.

—   Кафель и больничная чистота – всё это в фильме действительно имело место. А вот об отечественной истории, мы с удовольствием узнаем из вашей статьи, Игорь (смеется).

—   Договорились!

Борис, а что такое «автомат» сегодня? Для обывателя, автоматическая мойка – это: бокс с огромными жуткими стальными механизмами, толстенными цепями, какие-то палки, трубы, и две лохматые вертикальные щетки. Всё это с грохотом вращается, лязгает, стонет, - и где-то там, в середине этого круговорота, покорно стоит любимая, родная, верная машинка. Так и есть? Или всё, на самом деле, немного по-другому?

—   Это действительно взгляд обывателя, а значит поверхностный взгляд. Как говорится, всё дело в деталях. А детали изменились существенно за последние годы, и тем более, за последние десятилетия.

Вы, Игорь, упомянули «Бриллиантовую руку». Этот фильм был снят в 1968 году, когда ещё даже не был изобретен первый микропроцессор Intel. А сегодня ни одна автоматическая мойка не строится без компьютерного или контроллерного управления. Более того, отраслевым стандартом уже становится опция удаленного доступа с мобильного телефона, который в те далекие годы также ещё не был изобретен.

Вообще, конец ХХ века был отмечен бурным развитием электроники, которая сегодня очень широко внедряется в автоматических мойках. Это различные фото и индуктивные датчики, используемые в системах автоматики и безопасности, ультразвуковые сонары, применяемые для сканирования контура автомобиля, частотные преобразователи для управления электродвигателями.

krist.jpg

Производители работают над снижением уровня шума как акустического, возникающего при щеточном воздействии, так и механического в системах привода. Появился целый класс автоматических моек, работающий по, так называемой, технологии свободного пола, когда всё оборудование располагается под потолком, а пол моечного поста ничем не загроможден. Идея свободного пола, как раз, и нацелена на создание более комфортной обстановки для пользователя.

razor.jpg

Другим важнейшим событием последних 30 лет, оказавшим серьезное влияние на отрасль, явилось изобретение бесконтактной химии. Это позволило не только создать полностью бесконтактные автоматические мойки, но и внедрить эффективный предварительный цикл в щеточные системы, что в свою очередь позволило снизить усилие прижима щеток к кузову. Да и материалы щеток существенно изменились, что в купе с таким предварительным циклом позволило уменьшить воздействие щеток на лакокрасочное покрытие автомобиля.

от БКАС3.jpg

Ну а самым радикальным отличием от моек ХХ века являются, конечно же, полностью бесконтактные автоматические системы. Как я уже сказал, такая технология стала возможной с выходом специальной химии. И сегодня именно создание новых химических формул является драйвером развития отрасли. В частности, последним значимым «химическим» событием явилось появление бесконтактного воска с натуральной карнубой. До сих пор карнуба использовалась только для механического полирования. А теперь она доступна в виде жидкого воска. Большинство производителей автоматических моек сейчас работают над адаптацией своей техники для применения воска, и некоторые производители уже представили рынку свои обновленные машины.

moyka_koles.jpg

Вместе с совершенствованием технологий, активно работает направление промышленного дизайна, когда технология представляет не только функциональность, но и привлекательность. Щетки могут быть выполнены из мягких материалов ярких цветов, а в бесконтактных системах они и вовсе отсутствуют. В туннельных мойках арки могут украшаться неоном или светодиодным светом.

Разработчики оборудования прекрасно понимают, что автомоечный бизнес строится на возращаемости клиентов, которая в свою очередь зависит от привлекательности автомойки. И здесь надо отметить, что впечатления клиента формируются не только дизайном технологического оборудования, но и дизайном всего объекта, включая здание мойки и всей территории участка. Это тот вопрос, которому инвестор должен уделять самое серьезное внимание.

—   Тоннельные мойки, конвейеры, порталы… Как сегодня можно классифицировать автоматические мойки машин?

—   Существует два основных класса автоматических моек: тоннельные и постовые. В тоннельных мойках автомобиль перемещается вдоль тоннеля из, так называемых, арок оборудования, установленных стационарно, каждая из которых выполняет свой цикл моечной программы. В постовых мойках всё происходит ровно наоборот. Автомобиль неподвижно стоит на посту мойки, а моечная машина, перемещается вдоль автомобиля или над ним, последовательно выполняет циклы моечной программы. По технологии моечного процесса каждый класс подразделяется на подклассы: контактный, бесконтактный и гибридный, объединяющий элементы первого и второго. В итоге получаем шесть типов автоматических моек.

Кроме этого можно выделить дополнительные подклассы в зависимости от основных конструктивных решений. При этом тоннельные мойки подразделяются на конвейерные и проездные в зависимости от способа перемещения автомобиля. В первом случае используется конвейер, а во втором случае автомобиль движется своим ходом на малой скорости. Постовые же мойки различаются в зависимости от конструкции моечной машины. Это может быть традиционный портал в виде П-образных ворот, а может быть машина мостовой конструкции, двигающаяся под потолком по рельсам настенного крепления. При этом, и порталы, и мостовые машины могут быть как контактными, так и бесконтактными или гибридными.

—   Термины «контактная» и «бесконтактная» ясны большинству читателей. А что значит «гибридная» мойка? Из самого определения понятно, что часть операций производится в контактном, а часть – в бесконтактном режиме. Какие это операции и какое практическое обоснование такого совмещения?

—   Да, Вы абсолютно правы, гибридная автоматическая мойка была придумана с целью объединить то лучшее, что есть в бесконтактной и контактной технологии. Чтобы понять, что именно заимствует гибридная технология, надо обратиться к преимуществам и недостаткам контактных и бесконтактных моек.

Вообще говоря, эти два типа мойки являются антиподами. Каждая из них имеет свои плюсы и свои минусы. Причем, в основном, преимущества каждой технологии заключаются в отсутствии недостатков своего антипода. Существует упрощенная формула, которая говорит, что в контактной мойке моет трение, а в бесконтактной мойке моет химия. Это, действительно, определенное утрирование, но вытекает такая формула из теории любой мойки, которая считает, что качество удаление грязи определяется пятью основными факторами:

  1. Механическое воздействие.
  2. Химическое воздействие.
  3. Качество воды.
  4. Температура.
  5. Время.

При этом нехватка любого из этих факторов должна компенсироваться избытком других. Легко видеть, что три последних фактора не являются сверхзадачей, и могут быть достигнуты в любой технологии. Соответственно, первые два, то есть механическое и химическое воздействие формируют ключевое различие контактной и бесконтактной мойки. Так в чем же плюсы и минусы?

Контактное мытье, основанное на воздействии трения, например щеток, не требует дорогой высокоактивной химии. Даже недорогие шампуни, обеспечивающие «смазку» в зоне контактного трения, хорошо выполняют свою работу, и создают главное преимущество контактной мойки – низкую стоимость операционных расходов. При этом главный недостаток контактной мойки – негативное воздействие на лакокрасочное покрытие тех абразивных песчинок, которые находились на поверхности автомобиля, и в момент удаления контактным трением оставляли свой след на лаке. Бесконтактная мойка лишена этого недостатка по определению.

Но для того, чтобы эффективно удалить грязь без трения требуются специальные высокоактивные химические средства. И при этом они не должны быть агрессивными к материалам автомобиля. Решение обеих этих задач приводит к относительно высокой цене моющего средства. Таким образом, контактная мойка обеспечивает низкие эксплуатационные расходы, но неизбежно царапает лак. Бесконтактная мойка не наносит вреда лакокрасочному покрытию, но имеет высокие эксплуатационные расходы. Чтобы теперь понять, как именно гибридная мойка объединяет лучшее из двух миров надо сделать еще одно отступление в «теорию грязи».

Всё загрязнение на поверхности автомобиля можно разделить на два основных компонента. Первый - та самая, легко заметная невооруженным глазом «слоистая» грязь. Именно она и содержит множество абразивных песчинок. Второй - так называемая, дорожная пленка, которая формируется из всего того «химического», что осаждается на автомобили. Это и продукты дорожного износа шин, износа асфальта, тормозных колодок, выхлопов автомобильных двигателей и городских котельных и прочие.

Большинство автовладельцев наблюдают дорожную пленку крайне редко по одной причине. Если вымыть автомобиль не очень качественно, то есть смыть только слоистую грязь, то на поверхности автомобиля останется та самая дорожная пленка. Причем её не будет видно до тех пор, пока кузов мокрый. Если дать кузову высохнуть, то недомытая пленка проявится. Если же мокрый автомобиль сразу вытереть, то дорожная пленка будет удалена трением полотенца. Поскольку на обычных мойках кузов тут же вытирается, то автовладелец не может увидеть дорожную пленку, даже если она оставалась после бесконтактной мойки.

Поэтому, если мойка действительно бесконтактная, то есть включает и бесконтактную сушку, то задача моющих средств состоит не только в удалении слоистой грязи, но и в удалении дорожной пленки. А это самое сложное с точки зрения моющего средства. И именно это сказывается на цене химических средств. Вот теперь мы готовы понять идею гибридной мойки, если примем во внимание тот факт, что дорожная пленка не является абразивной.

Итак, гибридная мойка сначала выполняет, так называемую, предварительную мойку по принципу бесконтактной мойки. Задача – удалить основную грязь, содержащую абразивный песок. А затем в работу включаются щетки. Задача щеток – удаление дорожной пленки, не опасаясь более за лакокрасочное покрытие. Таким образом, гибридная мойка занимает промежуточное положение между контактной и бесконтактной. Стоимость моющих средств больше чем в контактной мойке, но менее чем в бесконтактной. Риск повреждения лака гибридной мойкой меньше чем контактной, но, по-прежнему, больше, чем бесконтактной.

Часто спрашивают, является ли это промежуточное положение золотой серединой? Я всегда отвечаю: нет! При нашей грязи контактная мойка в «чистом виде» вообще исключена. Предварительная мойка требуется в обязательном порядке. Либо это специальный машинный цикл замачивания и/или высокого давления перед циклом включения щеток, либо это дополнительный ручной пост предварительной мойки высоким давлением, который, по сути, превращает контактную машину в гибридную мойку.

То есть, в наших условиях, извечный вопрос «контакт или бесконтакт?», на самом деле, превращается в вопрос «гибрид или бесконтакт?». А вот тут уже никакой середины нет, ни золотой, ни какой другой. Каждый инвестор должен сделать свой осознанный выбор: примкнуть или к одному лагерю, или к другому.

—   Очевидно: отечественный моечный бизнес проходит тот же путь, который прошли наши западные коллеги. Этот процесс сжат во времени, поскольку мы идём дорогой, проторенной американскими и европейскими автомойщиками. Доля «автоматики» на западном рынке моечных услуг по разным оценкам - от 40 до 60% - что лишь подтверждает наличие у автоматических моек ряда преимуществ перед «самообслуживанием» и ручной мойкой. И всё-таки, создается впечатление, что экспансия «автоматики» у нас несколько замедлена. Наблюдение московского жителя: в тех частях столицы, где я чаще всего бываю, знаю только одну автоматическую мойку.

Трудности Москвы понятны: земельный вопрос испортил столичных чиновников. В других регионах с этим проще, и автоматические мойки периодически появляются, но о каком-то взрывном интересе, о прорыве, как в случае с «самообслуживанием», говорить пока не приходится. Я, как «ручной» мойщик с многолетним стажем, переживаю по этому поводу, наверное, больше всех! Смывание грязи с автомобилей – тяжелый и, в наших условиях, во многом бессмысленный труд (сейчас помыл – через триста метров грязный), и заниматься этим, по моему мнению, должны непременно автоматы. А освободившийся человеческий ресурс можно направить в более полезное русло: строить межпланетные корабли, разводить коровок, создавать произведения искусства и т.п.

—   Пожалуй, односложно это не прокомментируешь. Что касается Москвы, то я с Вами полностью согласен. Именно проблемы со столичной землей являются мощным барьером перед коммерческими автоматическими мойками независимых инвесторов. Обратите внимание, на самом деле, в Москве автоматических моек совсем не мало, но, практически, все они находятся или на закрытых территориях автохозяйств и автосервисов, или на территориях АЗС. То есть, там, где земельный вопрос не стоит. Только наша компания инсталлировала 6 «автоматов» в столице, и все на таких закрытых территориях.

Что касается АЗС, то на многих из них есть и место для автомойки и необходимые коммуникации, но, видимо, недостаточно заинтересованности в широком распространении этого вида бизнеса. Обычно, для топливных компаний, автомойка является не столько существенным источником дохода, сколько элементом общей привлекательности объекта. Вероятно, на столичных АЗС дела и так идут неплохо. Кстати, и самообслуживание в Москве также отстает от большинства регионов, и только-только нарождается.

Факт замедленного развития в столице всех направлений современных моек подтверждает «земельный» тезис. Ведь в отличие от традиционной мойки, которую всегда можно передислоцировать, для любой современной технологии, будь то самообслуживание или автоматика, требуется надежный статус земли.

Что касается регионов, здесь ситуация другая. Действительно, самообслуживание существенно опережает автоматику по темпам распространения. Почему так? Полагаю, что основная причина в том, что самообслуживание проще и понятнее для новых инвесторов, поскольку технология такой мойки практически не отличается от того, что мы уже привыкли видеть на обычных мойках. Типовые строительные и конструктивные решения уже давно выработаны, разнообразие технологического оборудования не столь велико. По сути дела, задача инвестора состоит в том, чтобы выбрать поставщика оборудования, который предоставит также и готовый проект со всеми остальными конструктивными решениями. То есть, в случае самообслуживания есть возможность получить общее представление о том, что ждет впереди, заказать оборудование, выполнить строительство по типовому проекту, а потом решать эксплуатационные вопросы по мере их поступления.

С автоматическими мойками несколько сложнее. Во-первых, в большинстве случаев, это уже не навес, а здание. Соответственно, строительных вариантов больше. Надо принимать осознанные решения, в том числе на этапе проектирования. Для этого надо раньше и глубже погружаться в технологический процесс. Еще сложнее в случае тоннельной автоматики. Там такое погружение требуется на все сто процентов, и с самого начала. Если при строительстве постовой автоматической мойки на этапе принятия решений можно, хотя бы не вникать в детали будущей моечной программы, то в случае тоннеля уже на стадии проектирования и заказа оборудования нужно хорошо себе представлять всю последовательность моечных циклов. И иметь абсолютную уверенность, что именно эта последовательность циклов обеспечит требуемое качество мытья. Это важно, потому что циклы, это, так называемые арки, количество и расположение которых определяет длину будущего здания.

Но, конечно, сегодняшние сложности восприятия деталей будущего процесса характерны только для текущего начального периода. Постепенно станет накапливаться база знаний и представлений об автоматических мойках. Никакого «космоса» там нет, и со временем инвесторы это поймут, и увереннее пойдут также и в этот сегмент.

Кстати, как говорится, «кто нам мешает, тот нам поможет!» В Штатах каждая вторая мойка самообслуживания имеет пост автоматической мойки. И это естественно. Не все хотят мыть машины самостоятельно, поэтому автоматическая машина расширяет клиентскую базу. По западной статистике на таких мойках один автоматический пост приносит доход, как четыре поста самообслуживания. Примеры совмещенных объектов уже есть в России, и я полагаю, что не только новые мойки самообслуживания будут всё чаще строиться с автоматическими постами, но такие посты станут появляться и на ранее построенных объектах. Конечно, автоматы будут строиться и на отдельных участках, особенно в городах, поскольку для постовой автоматической мойки требуется меньше земли, чем для многопостового самообслуживания.

Ну а главным драйвером распространения автоматических моек будет существенно более льготная конкурентная обстановка. В обществе, безусловно, имеется огромный неудовлетворенный запрос на услугу быстрой автоматической мойки автомобиля. И конкуренции в этом сегменте еще долго не предвидится, в отличие от самообслуживания, которое с самого начала находятся в условиях жесткой конкуренции с традиционными мойками.

Не могу не согласиться с Вами, в том, что наружная мойка автомобилей - дело для автоматических систем. Отмывать кузов это тяжелая работа в тяжелых условиях. Вода, сырость, постоянные сквозняки. Помыть на самообслуживании один автомобиль, тем более собственный, не проблема. Но работать в таких условиях смену за сменой реально тяжело. И даже если сегодняшний мойщик не может переключиться на создание произведений искусства, для него останется достаточно работы на будущей мойке – коврики, пылесос, уборка салона, полировка, дитейлинг и так далее. Работа на сухом посту, это уже работа в нормальных цивилизованных условиях. Поэтому, лично у меня, нет никаких сомнений в перспективах развития автоматического сегмента. Единственное, что требуется, это время. Ну а те инвесторы, кто уже сегодня запускает такие проекты, имеют возможность, как говорится, «снимать сливки».

—   Борис, не удержусь от традиционного, в таких случаях, вопроса: КОГДА? Когда инвесторы, как вы говорите, поймут что это не «космос» и пойдут в этот сегмент, а мы, в свою очередь, сможем сказать, что отечественная автомоечная индустрия совершила очередной большой шаг в своём развитии?

—   Я бы сказал, что уже «ВЧЕРА». Я не имею в виду, что большой шаг уже совершен, но начало положено. Важно то, что не просто строятся новые автоматические мойки, а то, что появляются коммерчески успешные проекты. Например, показательный объект запущен в эксплуатацию весной 2013 года в Ставрополе. Он примечателен тем, что был построен при разумном объеме инвестиций, с нуля, от бурьяна на участке. Причем инвестор (частное лицо), никогда ранее не был связан с моечной индустрией. Безусловно, такие примеры добавляют уверенности другим потенциальным инвесторам.

Сегодня в Россию пришел кризис. Конечно, он начал оказывать своё негативное влияние на предпринимательскую активность. Но, с другой стороны, очень часто именно кризисные ситуации облегчают первые шаги выхода на рынок для нового бизнеса. Падают арендные ставки, освобождаются привлекательные коммерческие площади, легче становится получить участок земли. Арендодатели, которые еще вчера вообще отмахивались от всего «не стандартного», потому что и так всё было очень хорошо, теперь будут менять свою позицию.

—   Специально не хотел касаться в нашем разговоре темы кризиса. Сегодня этому в обществе уделяется слишком много внимания. Насколько я не разделяю пессимизм отдельных личностей в отношении кризиса, настолько же разделяю Ваш оптимизм. Любой кризис – это переходное состояние от устаревшего к новому. Тогда возникает вполне логичный вопрос: почему Человек (мыслящий) должен его бояться?

Спасибо за интересный рассказ. У Вас всё как всегда на высшем уровне! Надеюсь, у нас всех ещё будет возможность с Вами пообщаться, и не только на автомоечную тему. Удачи и процветания!

—   Спасибо за Ваши вопросы!


Беседу вёл: Игорь Палыч




"Кризис в головах, или куда идёт автомоечный бизнес". Содержание цикла




Комментарии

Участники дискуссии: пока нет комментариев

Комментарии видны только зарегистрированным пользователям
Оставлять комментарии могут пользователи с рейтингом 150 и выше