Кризис "в головах", или куда идёт автомоечный бизнес 4

02.04.2015 11:49:57
0
0

Часть 4. Мойки самообслуживания

Автомойка самообслуживания - сервис по предоставлению клиентам в пользование профессионального автомоечного оборудования для ухода за автомобилем, которое устанавливается на специально подготовленных площадках. Еще 5-6 лет назад тема моек самообслуживания (МСО) не вызывала большого интереса. Слабые попытки поднять и обсудить тему, тонули в, казалось бы, железных аргументах скептиков.

Часть 4. Мойки самообслуживания

Автомойка самообслуживания - сервис по предоставлению клиентам в пользование профессионального автомоечного оборудования для ухода за автомобилем, которое устанавливается на специально подготовленных площадках.

Еще 5-6 лет назад тема моек самообслуживания (МСО) не вызывала большого интереса. Слабые попытки поднять и обсудить тему, тонули в, казалось бы, железных аргументах скептиков:

  1. Человек не будет мыть сам. Потеть и обливаться водой? Не барское это дело!
  2. Не будут мыть зимой, потому что это ужасно – мыть в мороз, под открытым небом. Да и машина на морозе без сушки просто замерзнет!
  3. Расковыряют кнопки, порвут шланги, сломают пистолеты. Короче, не для нас – дикарей!

Действительность оказалась иной:

  1. Моют сами, и как ни странно – не потеют и не обливаются.
  2. Моют в крепкий мороз - и машина не замерзает.
  3. Да и людьми мы оказались культурными: кнопки и шланги целы, пистолеты работают.

Сегодня МСО по праву считается интересным и перспективным бизнесом - несомненно, претендующим на очень большую долю общего автомоечного пирога!

Мойка самообслуживания зимой

Моё первое знакомство с МСО

Мое первое знакомство с «самообслуживанием» состоялось в начале 2013 года. Родственники давно приглашали в гости в Питер. Именно с этого города началась экспансия МСО в Россию. Поездка - стала отличной возможностью пощупать это дело, в буквальном смысле, своими руками.

Вечерний С-Петербург встретил меня 10-ти градусным морозом и пронизывающим ветром! Самое оно – чтобы попробовать МСО и разочароваться! На сегодня программа состояла из посещения одной мойки: BKF на Октябрьской набережной. Первые впечатления: грязь, ледяные торосы и висящие сосульки, пар - и ужас от мысли, что в таких условиях предстоит мыть машину!

Поинтересовался у единственного автомобилиста, который был в это время на мойке:

— Ну как?

— Сойдёт! За 100 рублей ополоснул – и нормально, - на промытых местах его белой машины, был заметен грязный налёт.

Подошёл за консультацией к работнику мойки. Из 5 программ тот посоветовал выбрать вторую (вода) и пятую (осмос).

— Почему?

— Первая программа – пена, и она по такой погоде замёрзнет. Потом будешь долго её отбивать, проще поехать на обычную мойку.

Помыл свою машину. Без перчаток было холодно. Левую руку грел о шланг с бегущей по нему тёплой водой.

Первое впечатление от процесса - разочарование. Холодно, грязно, машина без пены, естественно, не отмылась. Что удивило - корка льда, которой покрылся автомобиль, через пару часов исчезла. Это был единственный положительный момент!

Назавтра состоялась встреча с Вячеславом Коломийцем, директором представительства компании CWTech в России. Объездили много питерских МСО. Мыли машины. Смотрели, как моют другие. Много говорили о мойках самообслуживания в частности и об автомоечной индустрии вообще. Интересно и полезно провели время. К вечеру, я ощутил первое проявление нежных чувств к МСО.

На следующее утро мой путь домой лежал через последний запланированный объект – мойка самообслуживании Ehrle на Звездной улице. Ясное тихое утро. Морозец. Субботняя тишина. Атмосфера такая, что хочется жить и творить! Я беру в руки «пистолет» начинаю мыть машину, и понимаю, что получаю от процесса настоящее удовольствие, кайф.

По дороге домой я думал о МСО, и если до поездки у меня еще были какие-то сомнения, то теперь я был твердо уверен в блестящем будущем «самообслуживания»!


Распространение МСО в Европе и России

В Европе первые мойки самообслуживания появились в конце 80-х годов в Германии и во Франции. С середины 90-х годов МСО стали распространяться в Восточной Европе, прежде всего в Польше. Первая польская мойка самообслуживания появилась 1996 году в городе Щецин (Szczecin).

krisis4_sootnoshenie.jpg

мойки самообслуживания в Польше

В бывшем СССР первая МСО появилась в Киеве (Украина) в 2004 году на базе оборудования Karcher. Мойка не пользовалась популярностью из-за посредственного качества, и вскоре закрылась.

В 2006 году в г. Армавир (Россия) появляется первая полноформатная МСО на 5 постов. К 2011 году в России функционировало уже 9 моек самообслуживания. С этого времени произошёл всплеск интереса к МСО. Флагманом развития стал Питерский регион.

К началу 2015 года в России действует уже около 130 моек: С-Петербург - 75, Воронеж - 15, Московский регион - 3, остальные мойки рассеяны по различным городам и весям.


Классификация МСО

В зависимости от типа используемого помещения (постройки), мойки самообслуживания бывают открытого и закрытого типов.

  • Открытый тип мойки. Классика. Моечные посты под навесом. Главное преимущество открытой мойки – минимум сдерживающих факторов: сквозной проезд, отсутствие ворот и т.п. Это обеспечивает очень высокую проходимость. Еще один важный фактор в пользу выбора открытого типа – отличная самореклама. Люди моют свои машины! – такая картина не оставит равнодушным ни одного автолюбителя.
  • Мойка самообслуживания
  • Закрытый тип мойки. Несмотря на то, что классическая МСО отлично работает зимой, в регионах с длинным холодным периодом стоит подумать об организации МСО в закрытом помещении. Это может быть паркинг торгового центра, переоборудованная под МСО ручная мойка и т.д. Для привлечения клиентов на такую мойку потребуются некоторые вложения в рекламу. Основное преимущество такого решения: отсутствие проблем эксплуатации в зимний период, свойственных классическим МСО.

По типу размещения основного оборудования, мойки бывают двух видов - контейнерные и модульные

  • Контейнерные. Оборудование размещается в отдельном техническом помещении - контейнере. Размещение оборудования в контейнере имеет ряд преимуществ перед модулями: удобство и скорость обслуживания, повышенная вандалозащищенность и др.
  • Контейнерная мойка самообслуживания
  • Модульные. Оборудование для каждого моечного поста располагается непосредственно на рабочем посту в специальных отсеках (модулях). Модульное решение используют при организации моек на 1-2 поста и на небольших площадках для экономии места.
  • Модульная мойка самообслуживания

По технологии мойки кузова МСО бывают контактными и бесконтактными. При этом используются моющие средства двух типов: порошковые (ПМС) и жидкостные (ЖМС). Технологию мойки, использующую жидкие моющие средства можно разделить на подгруппы: пенная и эмульсионная под высоким давлением.

  • При контактной технологии мойка производится с помощью специальной щётки. На щётку подаётся моющий состав и автовладелец вручную моет авто. Эта технология использует только ЖМС.
  • krisis4_schetka.jpg
  • Для бесконтактной технологии используются порошковые и жидкие моющие средства. Порошок или шампунь смешивается со специально подготовленной водой. Готовая подогретая смесь подаётся на моечный пистолет. Автовладелец смывает грязь этой смесью под давлением. Качественная мойка обеспечивается гидравлическим, химическим и температурным воздействием.
  • В некоторых реализациях МСО применяется классическая бесконтактная схема мойки. На кузов наносится активная пена и через несколько минут производится смыв растворённой грязи. Эта технология использует только жидкие моющие средства.

МСО для инвестора

Какое оборудование и технологию выбрать в каждом конкретном случае, зависит от многих факторов. И это один из важнейших этапов в организации МСО. Сделав правильный выбор, инвестор максимально быстро окупит проект. Этой теме мы уделим особое внимание в наших следующих материалах. А пока рассмотрим в общих чертах, чем интересен этот бизнес для инвестора.

Высокая рентабельность. В среднем рентабельность составляет – 45-65%. При отсутствии арендных платежей (земля, помещение) рентабельность доходит до 75-80%.

Понятная и прозрачная бухгалтерия, компьютерный контроль. Все движения средств чётко контролируются компьютером. Это особенно важно, когда бизнес долевой или сетевой. Владелец имеет возможность в режиме онлайн отслеживать работу оборудования, менять настройки в связи с резкой сменой погоды, проводить скидочные и акционные программы и др.

Отсутствие (минимизация) персонала. Здесь всем всё понятно без слов! Особенно владельцам ручных моек!

Отсутствие претензий клиентов. Ответственность за качество помывки полностью лежит на плечах клиента.


МСО для автовладельца

Практика показала необычайно высокую востребованность этой услуги. Идея МСО – на редкость удачное сочетание бизнес-интересов и запросов клиентов. Если рядом открылась автомойка самообслуживания, местные автовладельцы получают целый комплекс выгодных возможностей.

Быстро, без очереди привести в порядок свой автомобиль. Правильно организованный комплекс самообслуживания является конвейером по производству чистых автомобилей. Ожидание в очереди - если она есть - вряд ли займёт много времени. У продвинутых сетей стоят веб-камеры, по которым можно отследить загруженность мойки.

Качественный сервис при невысокой цене. Ни ручная, ни автоматическая мойка не могут предложить такую низкую стоимость услуги как МСО. При этом клиент получает подготовленную воду, качественную химию и положительные эмоции!


Я на МСО облил очень качественным воском за 20 руб., а на ручной «содрали» 250 руб., облили какой-то дрянью, «закатав» не смытую грязь.
Валерий


Личный контроль качества. Научившись с 3-4-го раза, автолюбитель моет машину так как ему надо, не вступая в конфликт с мойщиками, которые постоянно что-то не домывают.


Заключение

В последние годы произошёл резкий рост интереса к МСО. Реализовано большое количество проектов. Но на экспансию моек самообслуживания влияют несколько сдерживающих факторов.

Во-первых, всё еще бытует мнение – «у нас мыть не будут!». По мере продвижения МСО, эта общественная позиция медленно, но уверенно ломается.

Во-вторых, суровые климатические условия. Очень большая часть наших территорий лежит в холодном климатическом поясе. Тут, как раз, стоит подумать о МСО закрытого типа.

В-третьих, большая стоимость оборудования и комплектующих, которые почти полностью импортные. Здесь хочется понадеяться на возрождение собственного производства. Неужели завод по изготовлению МСО не можем построить?

В-четвертых, отсутствие или невероятно высокая стоимость подходящих для этих целей земельных участков в больших городах.

В-пятых, существующие административные барьеры: несовершенство законов и твердолобость чиновников.

Последние два пункта кажутся абсолютно неразрешимыми. Получается, что имеется технология, крайне востребованная обществом, но общество по ряду причин не может её получить.

Встаёт закономерный вопрос: а может, должны быть приняты решения на государственном уровне? И это вовсе не смешно. Смешно другое. Например, что во всём Московском регионе на сегодня построены только 3 мойки самообслуживании!

*****

Наш короткий обзор МСО-направления подошёл к концу. Этот материал – наш первый шаг в познание сложного и объёмного мира МСО. А в следующей статье Цикла мы поговорим о Детейлинг-центрах.


Благодарности

Выражаем огромную благодарность за помощь в подготовке материала:

Вячеславу Коломийцу, директору представительства CWTech в России.
Валерию (Никанорыч) Калашникову.


Автор статьи: Игорь Палыч




"Кризис в головах, или куда идёт автомоечный бизнес". Содержание цикла


Комментарии

Участники дискуссии: пока нет комментариев

Комментарии видны только зарегистрированным пользователям
Оставлять комментарии могут пользователи с рейтингом 150 и выше