Заглавное изображение к статье: Что такое обратный осмос, и зачем он на автомойке | Автомойка.РФ
12 февраля
2206
0
0
В избранное
Автор:
Игорь Палыч

После мойки остаются белые пятна на кузове? Это растворенные в воде соли и органика. Чтобы кузов остался чистым, финальное ополаскивание делают обессоленной водой. Такую воду получают из установки обратного осмоса.

В этой статье:

Минеральный состав воды на автомойке

Если позволить воде высохнуть на кузове автомобиля, в большинстве случае останутся белые пятна или налет. Это следы минеральных и органических соединений, которые растворены в воде. В обычной воде большую часть растворенных веществ составляют соли кальция, магния и натрия.

Общее содержание растворенных веществ называют “минерализацией воды”, и обозначают аббревиатурой TDS — Total dissolved solids.

Общую минерализацию воды выражают в миллиграммах на литр (мг/л, мг/дм3). Также это значение называют миллионными долями содержания солей, или сокращенно ppm. По рекомендации ВОЗ минерализация питьевой воды не должна превышать 1000 мг/дм3, или 1000 ppm. Это соответствует классу слабоминерализованной воды — 1-2 г/дм3.

Минерализацию воды измеряют с помощью солемера.

Солемер ― это небольшое электронное устройство в пластиковом корпусе. Прибор измеряет электропроводность воды — чем выше электропроводность, тем больше солей растворено в воде.

Солемер TDS-4

Солемер HM Digital TDS-4

Растворенные в воде соли по-разному влияют на процесс мойки автомобиля.

Моющие средства хуже работают в воде, которая насыщена солями кальция и магния. Такую воду называют жесткой, а соли кальция и магния — солями жесткости. Чтобы сделать воду мягче, на автомойке используют систему умягчения воды.

Умягчитель воды заменяет соли кальция и магния на соли натрия, которые не мешают работе моющих средств. Однако общее содержание солей в умягченной воде не меняется, поэтому при ее высыхании растворенные соли все равно остаются на кузове.

Таким образом, умягчители воды не решают проблему белых пятен на кузове. Для полного удаления солей из воды используют установки обратного осмоса.

Читать также:

Что такое обратный осмос

Обратный осмос — это процесс, при котором воду под давлением подают на особый фильтр, который пропускает молекулы воды, но задерживает растворенные в воде вещества.

Фильтр обратного осмоса состоит из композитной мембраны и корпуса. Мембрана — основной элемент фильтра. Мембрана способна задерживать частицы с размерам 0,001-0,0001 мкм. В такой диапазон попадают растворенные в воде соли.

Схема работы обратного осмоса

Таким образом, фильтр обратного осмоса разделяет воду на два потока: пермеат (чистая вода) и концентрат (отказная, грязная вода). Чистую воду используют по назначению, а грязную воду сливают в канализацию или используют для технических нужд. Например, концентратом можно делать предварительное ополаскивание автомобиля. Поток отказной воды может быть от 25-30% на промышленных установках до 70-75% на бытовых аппаратах.

Методом обратного осмоса опресняют морскую воду, производят особо чистую воду для промышленности и медицины, и даже получают концентраты соков без нагрева. В последнее время осмотическую воду широко используют в автоклининге.

Как на автомойке используют осмотическую воду

После окончания всех циклов мойки и обработки воском, машину ополаскивают обессоленной водой. Обратноосмосная вода замещает оставшуюся на кузове водопроводную воду, и после высыхания на поверхности не остается белых солевых пятен.

На ручной автомойке финальное ополаскивание заменяет ручная сушка, которая удаляет воду вместе с солями. На автомойках самообслуживания и автоматических мойках тряпки не предусмотрены, поэтому там необходимо финальное ополаскивание осмотической водой.

Для подачи осмоса на кузов, АВД не годится: вода под высоким давлением ложится на поверхность мелким распылом, плохо стекает, и на кузове остается много влаги. Лучше иметь отдельный насос и шланг со своим пистолетом с широким отверстием. В этом случае, вода после применения воска будет “широкой шторой” стекать с поверхности, и кузову потребуется минимальное досушивание.


Нужна ли вам установка обратного осмоса

Установка обратного осмоса — дорогая и технологичная штука, поэтому, прежде чем использовать осмос, подумайте — нужен ли он вам? Возможно подойдет более дешевый способ — удалять воду с поверхности автомобиля до ее высыхания, используя воск и чистые полотенца.

Установку обратного осмоса подбирают исходя из нужд автомойки. Производительность установки зависит от качества исходной воды, насоса высокого давления, подающего воду на мембраны и самих мембран. Поэтому при подборе обратноосмотической установки следует иметь на руках лабораторный анализ воды и расчеты по расходу очищенной воды в пиковые нагрузки.

На финальное ополаскивание кузова требуется 5-10 литров осмотической воды. Если в пиковые нагрузки автомойка обслуживает условные 20 автомобилей в час, значит нужна установка производительностью 200 л/час.

Обессоленная вода быстро набирает в себя кислород, поэтому имеет дикую коррозионную активность

Производительная установка стоит дороже, но можно использовать менее производительную установку. В этом случае, очищенную воду собирают в накопительный бак, и забирают оттуда насосом в периоды пиковых нагрузок.

Обессоленная вода быстро набирает в себя углекислый газ и кислород, и имеет очень сильную коррозионную активность. Поэтому накопительный бак, насос и трубопроводы должны быть выполнены из нержавеющих материалов — нержавеющей стали, пластика, резины.

Предподготовка воды для установки обратного осмоса

Обратноосмотические мембраны чувствительны к хлору, коллоидному железу и другим веществам, которые могут запачкать ее поверхность. Поэтому установки обратного осмоса имеют требования к свойствам входной воды. Пример:

  • Солесодержание — не более 2000 мг/л
  • Жесткость воды — не более 10 °Ж
  • Содержание железа — не более 0,3 мг/л
  • Содержание хлора — не более 0,5 мг/л
  • Содержание марганца — не более 0,1 мг/л
  • Температура — 5-38 °С
  • Давление воды — не менее 0,7 атмосфер.

Таким образом, может потребоваться предварительная подготовка питательной воды до минимальных требований мембран установки обратного осмоса. Перед системой осмоса ставится умягчитель. Если используется вода городского водопровода, то после умягчителя дополнительно ставится угольный фильтр против хлора. Если в источнике много железа, то ставится обезжелезиватель.

Предподготовка продлевает срок службы мембранных элементов. Обычно мембрана служит 3-6 лет.

Запомнить

1. Вода из водопровода или скважины содержит растворенные соли и органические соединения. Когда капли воды высыхают, на кузове остаются белые солевые пятна.

2. Чтобы не оставались пятна, финальное ополаскивание после мойки делают обессоленной водой.

3. Обессоленную воду получают, пропуская ее через фильтр обратного осмоса.

4. Подбор фильтра обратного осмоса зависит от качества исходной воды и предполагаемой нагрузки автомойки.

5. Чтобы продлить срок службы мембран, может потребоваться предварительная подготовка питательной воды.

Поделиться:

Комментарии

Участники дискуссии: пока нет комментариев

Комментарии видны только зарегистрированным пользователям. Оставлять комментарии могут пользователи с рейтингом 150 и выше